22:39 

Список лучших фильмов 2009-го года

Ответы существуют.
Список лучших фильмов 2009-го года по версии опять же интернет-газеты "Взгляд" оказался очень любопытным.

Среди прочих неизвестных мне фильмов, в нём присутствуют такие, как
«Вверх» Пита Доктера и Боба Питерсона
Как и в прошлогоднем шедевре от Disney-Pixar – «ВАЛЛ*И», – изначальный концепт романтиков натолкнулся на противодействие студии. Первые желали поговорить с детьми на непростую тему, вторые, заботясь больше о прибыли, нежели о чистом искусстве, требовали проверенного временем набора: герой, злодей, приключение, зверюшки. Но, как и в случае с «ВАЛЛ*И», спор художника с бизнесменом пошел мультфильму только на пользу – сложные истины прозвучали, а типично диснеевский сюжет обеспечил их усвояемость.

При этом создателям «Вверх» явно пришлось сложнее: роботов для удобной метафоры уже не было, и объяснять детям, что такое смерть, бездетность или предательство, пришлось на людях. В отрыве от высококлассной мультипликации звучит такое жутковато, но будьте спокойны: в этой ленте признание того, что жизнь подчас жестока, отнюдь не рушит радужные миры. Оно лишь подготавливает детей к взрослению – к тому периоду, когда эти миры рухнут сами собой.

Да, малыш, хорошие люди иногда умирают. Да, если папа ушел от мамы, он может забыть и про тебя. Да, твои теперешние герои на поверку могут оказаться подонками. Но все это не повод отказаться от мечты, от попытки сделать счастливым себя самого.


По большому счету это тест: намеки, полунамеки и разъяснения сложнейших законов бытия надежно скрыты в вихре разноцветных шаров, что несут главного героя – 80-летнего старичка Карла – к Южной Америке и заветной мечте. И если ваш ребенок из всего мультфильма запомнил лишь эти шары, волшебную птичку да говорящих собачек, значит, взрослеть он еще не готов. И слава Богу.

Но если ваш ребенок в принципе не смотрел «Вверх», вы не мать, вы – ехидна.

«Хранители» Зака Снайдера
Главный узел истории о супергероях на службе правительства – извечный спор силовиков с либералами. «Ежовые рукавицы», крепкие решетки, устранение потенциально опасных бунтарей, жестокая, а потому эффективная война подрывают свободы, но обеспечивают сохранность главного – человеческих жизней, которыми питается хаос. А если для спасения миллиарда нужно уничтожить миллион, значит, так тому и быть.

Логика этого довода кажется нерушимой, но автор первоисточника Алан Мур мудро подложил под нее две бомбы. Во-первых, исповедуют сей подход психически неполноценные суперы. Во-вторых, место и время действия – альтернативная Америка, где по-прежнему правит Никсон, благо журналистов, расследовавших уотергейтский скандал, до смерти избил социопат Роршах. Ключевые слова – «альтернатива» и «прошлое». В реальности уничтожать миллион для спасения миллиарда, грозящего сцепиться в ядерной войне, как известно, не понадобилось. Войны попросту не было.

Тем не менее экранизация графического романа Watchmen начисто рассеяла извечную комиксовую иллюзию о том, что у зла есть конкретный проводник. Нет, не сумасшедший ученый со стальными щупальцами, не ходящий магнит и не зеленоволосый клоун в шрамах – источники бед и хаоса, а человечество как таковое. Слепая, бездушная толпа.

На что-то такое нам впервые намекнул как раз клоун в шрамах. Год спустя в два рывка, на пару с «Темным рыцарем» «Хранители» окончательно вытащили жанр кинокомикса из болота банальной чуши, в котором он успешно тонул последнее десятилетие. Другое дело, что супергерои-социопаты предпочли говорить с человечеством без экивоков, чего человечество не стерпело – сборы фильма по миру ненамного превысили бюджет.

Как говорят в подобных случаях, «кисо обиделось».

«Вальс с Баширом» Ари Фольмана
Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Астафьев написал «Прокляты и убиты», а позднее, довеском – много-много писем про поедающих икру комендантов блокадного Ленинграда, про бездарность советского командования и про «войну, которую Россия проиграла». Ветеран Ливанской кампании Ари Фольман снял автобиографический мульт «Вальс с Баширом». Про войну, где нет героев (одни убийцы). Про офицеров, смотрящих порнуху в захваченном доме. Про солдат, курящих гашиш в то время, пока авиация бомбит своих. Снял, чтобы под самые титры заменить картинки на документальную хронику. Рисунок – на реальные трупики палестинских детей.

Не то чтобы мало мы видели фильмов про трупики детей чеченских или боснийских (трупикам русским или сербским с пиарщиками повезло значительно меньше). Но в случае с Фольманом это не гуманистическая нотация непричастных, а дембельский альбом. Личный стыд за невольное соучастие в шокирующей резне беженцев в лагерях Сабра и Шатила, который он проецирует на все государство Израиль (еврейские солдаты в резне не участвовали, однако и останавливать ее не стали).

Имея на руках учебник истории (только, конечно, не советский), с выводами режиссера согласится сложно, а вот заподозрить его в национальном предательстве – запросто. Однако ветеран Фольман, как и ветеран Астафьев, имеет абсолютное право на окопную, а потому субъективную правду.

И главное: его «Вальс с Баширом» несет в себе не историческую (никакой объективной картины событий в Ливане, несмотря на документальный характер, фильм не дает, так как из окопа хорошо видны только персональные кровавые мальчики), а именно художественную ценность. Шокировать детскими трупами может любой дурак (упомянутые выше прекраснодушные непричастные проходят именно по этой категории), но, согласитесь, сложно подозревать мультфильм в излишнем натурализме: образы Фольмана садятся в мозг ржавым гвоздем лишь благодаря гениальной рефлексии режиссера, которому однажды не повезло стать солдатом.

«Аватар» Джеймса Кэмерона
Во время операции в Ираке американский морпех, ужаснувшись корыстью родного правительства, переходит на сторону моджахедов, принимает ислам и начинает физически устранять бывших товарищей, ибо они мешают моджахедам жить по-моджахедски.

Прочитав такую аннотацию, любой будет подозревать в режиссере либо идиота, либо исламиста, либо анархо-радикала, но умница Кэмерон заменил Ирак на планету Пандора, а моджахедов на синекожих гуманоидов нави. И пошло на ура.

С «Аватаром», в общем, случилась та же история, что и с «Титаником». Обожающий большие игрушки Кэмерон изначально хотел построить большой корабль, чтобы красиво утопить его в большом бассейне, а любовная линия была лишь довеском – явно лишним с точки зрения режиссера, но, увы, необходимым с точки зрения продюсера. В случае же с Пандорой совмещающий обе ипостаси Кэмерон положил все силы на флору, фауну и аборигенские традиции своего «дивного нового мира», прописав сюжетную часть большим пальцем левой ноги. Так что напрасно Борис Стругацкий жалуется, что идею фильма позаимствовали у него: если чем «Аватар» и силен, то только картинкой, доведенной до того уровня совершенства, «что не можно глаз отвесть». Логичней уж тогда возмущаться, что эта сволочь Кэмерон тем же воздухом дышит.

Вообще, работай этот человек главным архитектором «Диснейленда», владей он сетью Discovery – цены б ему не было, как не было бы и шизофрении, внутренней войны продюсера с режиссером. С другой стороны, мировой кинематограф лишился бы фигуры, задающей уровень зрелища на пять лет вперед.

С очередной вехой вас, мистер Кэмерон. Прыгай выше, Бубка ты наш.

«Гран Торино» Клинта Иствуда
Тру-республиканец Иствуд отливает в граните (поклон Медведеву) образ жизни тех, на ком Америка раньше стояла и кого теперь отправила на пенсию. Его герой вкусно курит, ловко чинит, метко стреляет, чтит жену, исправно стрижет газон, тянет пиво на родном крыльце, холит машину (разумеется, американскую – предпочитающий «японок» родной сын заклеймен предателем), ненавидит проколотые пупки, а еще пуще – меньшинства и понаехавших. Местами это напоминает расизм, но расизмом не является. По Иствуду, американцем можно стать, если ездить на американском, стричь газон да уважать оружие, чему он и учит соседского паренька-азиата.

По факту изрядно постаревший и помудревший Грязный Гарри предлагает единственно верный взгляд на проблему «чужих». Скрученная перед носом как политкорректных терпил, так и реднеков дуля видна в фильме совершенно отчетливо: понаехал – живи, но изволь уважать мои обычаи и мою лужайку, хотя бы и перед дулом пистолета. Главным критерием «американскости» (или, если хотите, «русскости») он при этом логично выводит законопослушность (неуплаченный много лет назад налог с проданной лодки оказывается чуть ли не единственным грехом, о котором старикан вспоминает на последней исповеди), отбрасывая подальше фактор происхождения (его Уолт Ковальски лишь рядится васпом, тогда как сам – поляк и католик).

Впрочем, подсмыслов в этой истории куда как больше: это и одиночество старости, и неоднозначность справедливости, и непонимание поколений, и зудящие грехи солдата, за которые он, однако, не считает возможным каяться. Главный же из них сформулируем так: отличное кино с богатым саспенсом по-прежнему можно снимать на обывательские темы, причем без сеченого монтажа, тройной интриги, заходов в постмодернизм, претензий на новацию и пакета спецэффектов. Правда, для этого нужно быть Клинтом Иствудом.

«Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино
«Ублюдки» вышли в прокат вскоре после того, как, растеряв последние остатки самоиронии, российская госпропаганда вступила в неравный бой с «фальсификаторами истории». Это Тарантино, разумеется, нарочно сделал. И гореть бы ему в аду священной ненависти Первого канала, но с наиболее выигрышной стороны в его фильме показаны не подлые прибалты и не неблагодарные поляки, а французы, раз и навсегда опозоренные резонным уточнением Кейтеля во время подписания капитуляции: «Что, Франции мы тоже проиграли войну?»

В фильме, конечно, много удивительной наглости, но удивляет только одно: почему режиссер с имиджем вечного тинейджера от камеры, с манерой смешивать ходульные жанры и поднимать китч до уровня высокого кино только сейчас снял вольную экранизацию считалки «сегодня ночью под мостом поймали Гитлера с хвостом»: Адольф Алоисович уже добрых лет 10 – личность вполне мультипликационная, «тарантиновская». Ничем не хуже Мистера Оранжевого или банды «Смертоносные гадюки».

Примечательно также, что помимо профессиональных патриотов на фильм ополчились местные кинокритики-«небыдло»: Тарантино явно не смогли простить, что он впервые снял «народный фильм», зажарил недопустимо обывательский бифштекс. В «Ублюдках» практически нет цитат из картин постановщиков типа Чанга Хо Чена (все больше из спагетти-вестернов и идеологически верных пострелялок), режиссер шутит не для избранных, а для масс («вас, американцев, ведь бесполезно спрашивать – какими языками, кроме английского, вы владеете?»), примитивно-понятно рифмует Геббельса с продюсерами, переходит на олбанский (в названии две нарочитые ошибки), наконец, в «Ублюдках» не играют столь любимые синефилами (понять бы – за что?) Траволта, Мэдсен и Л. Джексон, даже Бред Питт не играет, а играют только желваки Бреда Питта. Словом, какого человека потеряли – был для нас, а стал для каждого (что не замедлило отразиться на сборах).

Но если с государственнического фронта мы этому злостному фальсификатору еще ответим («Утомленные солнцем – 2» на подходе, кто выживет – не забудет), то продвинутых кинокритиков пока порадовать нечем: собственного аналога Тарантино нам не светит, чувство юмора не то. Так что довольствуйтесь Михалковым. Если сможете.



Неплохой набор, особенно удивили Хранители, Ублюдки и Вальс.

@темы: Интересности, Кино, Статьи

URL
Комментарии
2010-01-05 в 23:01 

100% протестантка
а если брать не взгляд газеты а твой собственный?)))

2010-01-05 в 23:04 

Флудератор
Ответы существуют.
Я смотрю фильмы не по порядку их выхода, да и забываю многие. Если понравился просмотренный фильм - я обычно сразу о нём пишу.

URL
2010-01-05 в 23:10 

100% протестантка
Флудератор принято)

2010-01-05 в 23:14 

Ответы существуют.
Itielle Проверь по тегу "Кино" :)

URL
2010-01-05 в 23:58 

100% протестантка
Флудератор хорошо)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Антология мысли

главная